17.01.2020
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Немаловажна профилактика наркомании в учебных учреждениях – школах, вузах, техникумах. Здесь профилактическая работа должна вестись опытными специалистами, которые смогут грамотно ответить на все вопросы. Профилактика должна осуществляться в доступной форме, вызывать у подростков отклик, формировать неприятие наркотических веществ.
К сожалению, современное состояние антинаркотического просвещения в школах нельзя считать удовлетворительным. Педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательных тенденций наркоситуации у несовершеннолетних, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многом запущенных ее последствий.
Профилактика наркотического поведения возможна лишь при условии такой организации педагогического процесса, когда у подрастающего поколения обеспечено формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни. Антинаркотическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно войдет как составной элемент (необходимый и обязательный) в общую систему воспитания, и окажется результативным, если будет целенаправленно стимулировать внутреннюю активность подростка к антинаркотическому самовоспитанию, саморазвитию.
Одной из задач ранней профилактики является правильная расстановка акцентов при подаче материала, ее основной темой обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте. Необходимо кардинально переходить от установок по информированию детей о негативных последствиях наркотизации (чаще это медицинские сведения о патологии отдельных органов и систем) к психологопедагогическим технологиям формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью и не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.
Основными психологическими положениями, способствующими исправлению возникающих отклонений в поведении подростков, могут быть следующие:
1) основа воспитания - формирование здоровой мотивации;
2) личность учащегося формируется лишь в его собственной деятельности;
3) педагогические воздействия должны адресоваться не только уму, но и чувствам воспитанника;
4) необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;
5) обязательно надо развивать у школьника адекватные самооценку и уровень притязаний.
Школа может справиться с предъявляемыми социальной средой требованиями к подростку, если реализуются четыре условия. Первое из них: дети, особенно подростки, имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам; необходимо также учить их самостоятельно добывать нужные сведения, анализировать и проверять их. Второе условие связано с развитием у подростков чувств свободы и ответственности. Это достигается через их конструктивное взаимодействие со взрослыми. Отношения должны строиться так, чтобы имелась возможность отвечать за последствия своего выбора. Третье условие: обеспечение всех без исключения детей психологической поддержкой в специальной работе по принятию себя (своего физического Я, характера, индивидуальных особенностей мышления, эмоций). Четвертое - привитие во взаимодействии с окружающими людьми, в партнерских отношениях навыков достойного поведения, которые исключают отношение к другому как к объекту манипулирования.
Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной, осуществляться в доступной детям форме, вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией, должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками (6, с. 3).
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
Важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро осложняется сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. Во многих странах для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социальной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др.
В международной практике можно выделить следующие основные модели первичной профилактики: медицинская, образовательная, психосоциальная.
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании занимается практически исключительно система образования, в основном учебные заведения среднего звена - школы, ПТУ, менее активно - колледжи и лицеи. Введены новые учебные программы ОБЖ и валеология, косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.
Следует отметить, что все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность.
В соответствии с "Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации" (22 июня 1993 года) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей (6, с. 4).
Федеральный закон от 8 января 1998 г. 3-ФЗ "О наркотических средствах и психоактивных веществах" (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющие индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий:
Первое - Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психоактивных веществах" предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной) помощи исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный закон "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией", призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе - действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.
Третье - Федеральный закон "О наркотических средствах и психоактивных веществах" запрещает потребление наркотических средств или наркотических веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.
Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. В большинстве зарубежных стран педагогическая профилактика является одним из важнейших компонентов государственной программы борьбы с наркоманией. Её конечная цель зависит от политики каждого конкретного государства в отношении наркогенных веществ. Так, цель педагогической профилактики в Голландии, где использование «легких» наркотиков легализовано, направлена на снижение риска потребления «тяжелых» наркотиков несовершеннолетними; в Англии – на ограничение потребления алкоголя и курения при полном отказе от использования наркотических и токсикоманических веществ; в США и Австралии – на полное предотвращение использования любых наркогенных веществ несовершеннолетними.
Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д.
Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам.
В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым. Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов.
В ряде стран для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социальной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий (1, с. 19-24).
Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необходимые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Скил Лайфс" ("Успешная Жизнь"). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе.
Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает существование различий между отдельными регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркомании в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов (1, с. 25).
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся; распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и подростков.
Как итог этих потерь: незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование); нереализованное среднее образование; снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему: криминализация общества; распространение субкультуры наркозависимых; деформация иерархии общественных ценностей; ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).
Многообразие существующих программ позволяет вовлечь в сферу профилактики практически все группы детей, начиная от дошкольников и заканчивая старшеклассниками. Все программы носят опережающий характер.
При организации педагогической профилактики используется несколько стратегических вариантов:
Прямой предметный подход предполагает непосредственную связь содержания программы с различными аспектами наркотизма;
Альтернативный подход связан с общим развитием механизмов социальной адаптации у детей: формированием позитивной Я-концепции, усвоением социально-ценностных поведенческих норм, формированием готовности к эффективному общению и т. д.
Непрямой селективный подход ориентирован на группы подростков со снижением социальным иммунитетом, обусловливающим их уязвимость к наркогенному давлению, имеющих опыт одурманивания, детей из семей алкоголиков и наркоманов и т. д.
Примерная схема профилактических мероприятий по предупреждению наркотизации подростков (6, с. 9):
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркомания затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности - поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества не только различными формами девиантного поведения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков, распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу для общества.
Поэтому профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. В ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Нужно показать, на наглядном примере, как можно сделать свою жизнь здоровой, интересной и счастливой.
Таким образом, существует объективная необходимость в проведении первичной профилактики, то есть в предотвращении употребления наркотиков
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2020
Дата обновления: 13.03.2020
Дата публикации: 17.01.2020